Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

стартовало строительство станции

01 ноября 2025, 18:18

В Москве стартовало строительство тоннеля до станции "Гольяново"

"Гольяново" будет новой конечной станцией на восточном участке Арбатско-Покровской линии.

Читать больше
Вторичка продолжает дорожать

31 октября 2025, 19:05

Вторичка продолжает дорожать

В Москве и Петербурге рост в октябре был сильнее, чем в среднем по стране.

Читать больше
Принят закон об освобождении от платы за капремонт

29 октября 2025, 18:53

Принят закон об освобождении от платы за капремонт

Нововведение касается собственников нежилых помещений в МКД.

Читать больше
Подешевеет ли ипотека после снижения ключевой

27 октября 2025, 19:23

Подешевеет ли ипотека после снижения ключевой ставки?

Хотя банки будут снижаться ставки по ипотеке, жилищные кредиты останутся недоступными.

Читать больше
жемчужина гражданской архитектуры

24 октября 2025, 18:51

Старый Английский двор - жемчужина гражданской архитектуры

Это старейшее официальное представительство иностранной державы, сохранившееся в Москве.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 4 квартал 2024

Барклая 6

Застройщик: ПИК

от 280 100 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК Parkside (Парксайд)

Застройщик: Группа ЛСР

от 292 984 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2018

ЖК «Счастье в Царицыно»

Застройщик: Группа Эталон

от 203 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2026

Зелёный парк

Застройщик: ПИК

от 172 699 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

Коттеджный посёлок INHAUS (Инхаус) Шолохово

Застройщик: Ingrad

Цена по запросу

Срок сдачи 3 квартал 2025

Бизнес-центр Stone Савеловская (Стоун)

Застройщик: STONE

Цена по запросу

Все объекты
Новости
В районе Крюково завершено строительство школы

01 ноября 2025, 17:44

В районе Крюково завершено строительство школы на 550 мест

Рядом с ней находится детсад на 250 мест.

Читать больше
«Донстрой» представил новогодние скидки до 15%

01 ноября 2025, 12:05

«Донстрой» представил новогодние скидки до 15%

В праздничном предложении этого года участвуют более 300 лотов.

Читать больше
Рядом с TopHills расположено 40 га парковых зон

31 октября 2025, 17:38

Рядом с TopHills расположено 40 га лесопарковых зон

Также рядом оборудован горнолыжный комплекс для занятий зимними видами спорта.

Читать больше
квартал Foriver

31 октября 2025, 17:26

В окружении квартала Foriver есть всё необходимое для комфортной жизни

Квартал Foriver расположен в Даниловском районе, в 4 км от Кремля.

Читать больше
«Донстрой» начал передачу ключей

31 октября 2025, 11:23

«Донстрой» начал передачу ключей в четвертом квартале «Острова»

Новоселов ждут 1419 квартир различных функциональных планировок.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.