Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

Дорога-связка между МСД и ул. Академика Королёва

14 ноября 2025, 18:50

Дорога-связка между МСД и ул. Академика Королёва будет завершена в 2026 году

Время в пути для жителей районов Останкинский, Марфино и Бутырский сократится на 20 минут.

Читать больше
Три района Москвы будут застроены в рамках КРТ

12 ноября 2025, 19:17

Три района Москвы будут застроены в рамках КРТ

На территории появятся новые жилые дома, торговые центры и офисы.

Читать больше
Россияне смогут оформить ипотеку в МФО

10 ноября 2025, 18:50

Россияне смогут оформить ипотеку в МФО

Это ипотечные кредиты в рамках семейной, дальневосточной, арктической или IT-ипотеки.

Читать больше
жилые комплексы

07 ноября 2025, 19:19

Почти в половине мегаполисов России покупка квартиры оказалась выгоднее аренды

В остальных крупных городах-миллионниках ситуация неопределенная.

Читать больше
стартовало строительство станции

01 ноября 2025, 18:18

В Москве стартовало строительство тоннеля до станции "Гольяново"

"Гольяново" будет новой конечной станцией на восточном участке Арбатско-Покровской линии.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 3 квартал 2023

ЖК «Светлый мир «БиоПолис...»»

Застройщик: Seven Suns Development

от 111 255 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

Срок сдачи 3 квартал 2026

ЖК Лесная симфония

Застройщик: Гранель

от 142 863 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2023

Мещерский лес

Застройщик: ПИК

от 251 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2025

Апарт-комплекс Движение. Говорово

Застройщик: ГК ФСК

от 190 013 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

LIFE (Лайф) Варшавская

Застройщик: PIONEER

от 346 490 за м2

Все объекты
Новости
краткий словарь застройщиков

14 ноября 2025, 16:10

В краткий словарь застройщиков вошли слова «комфорт», «качество», «локация»

На первом месте находится слово «комфорт», которое присутствует в 70% описаний.

Читать больше
Определены самые популярные площади квартир

14 ноября 2025, 15:51

Определены самые популярные площади квартир в Новой Москве осенью 2025 года

На однокомнатные квартиры при этом приходится 54% выставленных лотов в ТиНАО.

Читать больше
Продажи на элитном рынке недвижимости выросли

14 ноября 2025, 14:44

Продажи на элитном рынке недвижимости Москвы выросли на 31%

Всего за три квартала 2025 года в Москве приобрели 29 лотов элитных форматов.

Читать больше
Люди в разводе не покупают квартиры бизнес-класса

14 ноября 2025, 13:01

Люди в разводе почти не приобретают квартиры бизнес-класса в Москве

Главный покупатель новостроек бизнес-класса в 2025 году – это семейная пара в возрасте 35–44 лет.

Читать больше
Квартиры в Новой Москве

14 ноября 2025, 12:25

Большая часть квартир в Новой Москве уже не подходит для семейной ипотеки

Выходом могут стать комбинированные программы по ипотеке.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.