Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

шатровый храм

12 сентября 2025, 17:38

Достопримечательности Москвы: храм Василия Блаженного — один из символов столицы

Строительство собора связано с походом Ивана IV Грозного на Казань.

Читать больше
памятник конструктивизма

10 сентября 2025, 18:47

Здание газеты «Известия» - монументальный и лаконичный памятник конструктивизма

Здание было построено в 20-е годы XX века в стиле конструктивизм.

Читать больше
архитектурная доминанта ВДНХ

08 сентября 2025, 18:33

Центральный павильон - архитектурная доминанта ВДНХ

Павильон построен в стиле сталинского ампира.

Читать больше
Третьяковская галерея

08 сентября 2025, 18:20

Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев мира

В ней собраны живописные полотна, иконы, графика и скульптура.

Читать больше
Триумфальная арка

05 сентября 2025, 18:07

Достопримечательности Москвы: Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

Первоначально она находилась совсем в другом месте.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 2 квартал 2026

Зелёный парк

Застройщик: ПИК

от 172 699 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК 1-й Шереметьевский

Застройщик: ДСК-1

от 219 500 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2025

ЖК «Level Мичуринский»

Застройщик: Level Group

от 324 025 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК Полар

Застройщик: ПИК

от 269 270 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2026

ЖК «Клевер»

Застройщик: ГК ТехноСтройОлимп

от 117 491 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2026

ЖК EVO (ЭВО)

Застройщик: DOGMA

от 175 000 за м2

Все объекты
Новости
В «Кавказском бульваре 51» появится SportPark

12 сентября 2025, 15:37

В «Кавказском бульваре 51» появится SportPark

Это уникальное пространство для спорта и активного отдыха на 3820 кв.м под открытым небом.

Читать больше
ЖК «MYPRIORITY Мневники»

12 сентября 2025, 13:51

ГК «Гранель» приступила к устройству фундамента ЖК «MYPRIORITY Мневники»

Объект включает четыре корпуса высотой от 2 до 39 этажей на общем стилобате.

Читать больше
Фасады жилого комплекса на острове Балчуг

11 сентября 2025, 17:57

Фасады жилого комплекса на острове Балчуг украсят более 1600 светильников

Накладные светодиоды и прожекторы подчеркнут дизайн нового жилого комплекса.

Читать больше
«Донстрой» приглашает на фестиваль сальсы и бачаты

11 сентября 2025, 15:04

«Донстрой» приглашает на фестиваль сальсы и бачаты в парке «Зеленая река»

20 сентября в парке «Зеленая река» состоится фестиваль «Символ танца».

Читать больше
Определена идеальная квартира в 2025 году

10 сентября 2025, 17:42

Определена идеальная квартира в 2025 году для покупателей и застройщиков

Идеальная квартира в 2025 году – это однокомнатный лот площадью 40 кв. м.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.