Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

Кому достанется ипотечная квартира при разводе?

05 декабря 2025, 17:59

Кому достанется ипотечная квартира при разводе?

Ипотечная квартира тоже является общим имуществом, но находится под обременением у банка.

Читать больше
Госпошлина за регистрацию права собственности

03 декабря 2025, 19:56

Нужно ли платить госпошлину за регистрацию права собственности?

В 2025 году за регистрацию права собственности на квартиру нужно уплатить 4 000 рублей.

Читать больше
Изменения в законах о недвижимости с декабря 2025

01 декабря 2025, 19:05

Изменения в законах о недвижимости с декабря 2025 года

Изменения касаются общего имущества в многоквартирных домах и оплаты коммунальных услуг.

Читать больше
Как восстановить потерянные документы на квартиру?

28 ноября 2025, 19:44

Как восстановить потерянные документы на квартиру?

Все данные о собственниках и характеристиках объекта хранятся в специальном госреестре.

Читать больше
Как вырастут тарифы ЖКУ в 2026 году

26 ноября 2025, 19:15

Как вырастут тарифы ЖКУ в 2026 году?

Тарифы будут проиндексированы дважды: с 1 января и с 1 октября.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК «Мытищи Парк»

Застройщик: Группа Самолет

от 137 140 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2026

Бусиновский парк

Застройщик: ПИК

от 188 500 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2017

ЖК «Воробьёв Дом»

Застройщик: MR Group

от 444 680 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2024

HighWay (ХайВей)

Застройщик: Гранель

от 220 538 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2026

ЖК ARTEL (Артель)

Застройщик: Stenoy

от 454 569 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК Обручева 30

Застройщик: ЛСР. Недвижимость Москва

от 345 830 за м2

Все объекты
Новости
Стартовали продажи в жилом проекте G3 Михалевич

05 декабря 2025, 15:25

Стартовали продажи в новом жилом проекте G3 Михалевич в Раменском

Квартал с архитектурой в стиле soft loft появится в 10 минутах от МЦД-3 «Ипподром».

Читать больше
Шестой квартал «Острова» введён в эксплуатацию

05 декабря 2025, 11:07

Шестой квартал «Острова» введён в эксплуатацию

Он состоит из шести корпусов переменной этажности от 16 до 22 этажей.

Читать больше
проект «Бунинская набережная»

05 декабря 2025, 11:00

В проекте «Бунинская набережная» представлен широкий выбор планировок

Квартал «Серии плюс» расположен у Ивановского пруда в развитом районе.

Читать больше
фасады башен комплекса SLAVA

04 декабря 2025, 15:09

На фасады башен комплекса SLAVA установят почти 9000 тонн остекления

Стеклянные фасады четырех жилых башен состоят из 9,5 тысячи модулей.

Читать больше
Завершается передача ключей в жилом комплексе MOD

04 декабря 2025, 13:35

Завершается передача ключей в жилом комплексе MOD

К концу декабря запланирована передача резидентам 90% квартир.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.