Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Когда нужно оформить согласие супруга на продажу

07 мая 2025, 16:46

Когда нужно оформить согласие супруга на продажу недвижимости?

Согласие супруга на продажу недвижимости оформляют, когда собственность является совместной.

Читать больше
“Умные” электросчетчики в многоквартирных домах

07 мая 2025, 16:09

“Умные” электросчетчики в многоквартирных домах: чем отличаются?

“Умные” счетчики автоматически передают данные о расходе электроэнергии в организации.

Читать больше
Зачем нужна поверка счетчиков?

05 мая 2025, 18:05

Зачем нужна поверка счетчиков?

Во время процедуры поверки специалисты определяют, правильно ли работает счетчик.

Читать больше
Определены главные тренды дизайна интерьера 2025

05 мая 2025, 17:42

Определены главные тренды дизайна интерьера 2025 года

Один из самых заметных трендов 2025 года стало возвращение к природным мотивам.

Читать больше
Зарядки для электрокаров в Москве

30 апреля 2025, 17:11

В 2027 году зарядками для электрокаров обеспечат 15% всех машиномест в столице

Зарядные станции появятся на всех крупных городских магистралях.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 4 квартал 2022

Люберецкий

Застройщик: ПИК

от 179 735 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2025

ЖК Урбан-Парк

Застройщик: Консоль

от 94 300 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

ЖК Clementine (Клементин)

Застройщик: Upside Development

от 194 300 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2018

Апартаменты «Sky Skolkovo» (Скай Сколково)

Застройщик: Строительная компания «СтройПрофиль-М»

от 101 500 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2026

ЖК Upside Towers (Апсайд Тауэрс)

Застройщик: Upside Development

от 350 303 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2023

Жилой квартал Prime Park(Прайм Парк)

Застройщик: Оптима девелопмент

от 532 468 за м2

Все объекты
Новости
Как MR Group создает сложный фасад Famous

07 мая 2025, 13:07

Как MR Group создает сложный фасад небоскреба Famous

Девелопер завершил монтаж фасада со второго по 57-й этаж жилого небоскреба Famous.

Читать больше
монолитные работы в здании делового центра

06 мая 2025, 17:56

Продолжаются монолитные работы в здании делового центра в районе Внуково

Общая площадь объекта составит более 53 тысяч кв. м.

Читать больше
Около станции Зорге МЦК построят деловой центр

05 мая 2025, 17:19

Около станции Зорге МЦК построят крупный деловой центр

Площадь строящегося делового комплекса составит 134,8 тыс. кв. м.

Читать больше
В московских домах к 2027 году запустят 33 фонтана

30 апреля 2025, 18:04

В московских домах к 2027 году запустят 33 новых фонтана

Самым распространенным типом конструкции стал классический фонтан с чашей.

Читать больше
Новостройку украсит янтарная подсветка

30 апреля 2025, 17:05

Новостройку на Лужнецкой набережной украсит янтарная подсветка

Она станет новой световой доминантой района Хамовники в центре столицы.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.