Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Аналитики о снижении доступности новостроек

27 марта 2024, 19:10

Аналитики сообщили о снижении доступности массовых новостроек Москвы

Показатель в IV квартале 2023 года вырос до 7 лет и 2 месяцев.

Читать больше
За год стоимость жилья в новостройках выросла

25 марта 2024, 18:37

За год стоимость жилья в ближайшем Подмосковье выросла на 11%

Средняя цена квадратного метра составляет 205,4 тыс.

Читать больше
В 2024 году на 15% вырастет ввод премиум-жилья

25 марта 2024, 18:32

В 2024 году в Москве на 15% вырастет ввод премиального и элитного жилья

Запланировано завершение строительства 54 корпусов в 22 проектах премиум-класса.

Читать больше
Эксперты перечислили признаки ликвидного жилья

22 марта 2024, 19:34

Эксперты перечислили признаки самого ликвидного жилья в Москве

Это небольшие квартиры в шаговой доступности от станций метро.

Читать больше
В Москве новостройки на котловане на 16% дешевле

20 марта 2024, 18:38

В Москве новостройки на котловане почти на 16% дешевле готовых

Проекты на котловане традиционно остаются самыми востребованными.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 1 квартал 2026

ЖК Михалковский

Застройщик: РГ-Девелопмент

от 286 700 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2023

ЖК «Досфлота, 10»

Застройщик: GALAXY GROUP

от 350 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2020

ЖК «Счастье в Садовниках»

Застройщик: Группа Эталон

от 238 000 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2024

Измайловский лес

Застройщик: ПИК

от 170 100 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

Миниполис «8 кленов»

Застройщик: Сити-XXI век

от 159 304 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2024

ЖК «Живописный»

Застройщик: Гранель

от 154 383 за м2

Все объекты
Новости
монтаж лифтов в шестом квартале «Острова»

29 марта 2024, 15:05

Донстрой начал монтаж лифтов в шестом квартале «Острова»

На площадке задействованы 962 рабочих и 11 единиц техники.

Читать больше
Внешний облик домов жилого квартала EVO

29 марта 2024, 14:41

DOGMA утвердила внешний облик многоквартирных домов жилого квартала EVO

Архитектура квартала будет реализована в лаконичном стиле.

Читать больше
В двух корпусах ЖК LIFE Варшавская выданы ключи от

28 марта 2024, 17:02

В двух корпусах ЖК LIFE Варшавская выданы ключи от квартир

В новостройках расположено 418 квартир.

Читать больше
Донстрой возглавил репутационный рейтинг

28 марта 2024, 16:16

Донстрой возглавил репутационный рейтинг крупнейших девелоперов Москвы

Компания получила наивысшие оценки и доверие пользователей Яндекс, GIS и базы ЦИАН.

Читать больше
Адресные программы могут заменить льготную ипотеку

28 марта 2024, 13:41

Эксперт рассказал о том, как адресные программы могут заменить льготную ипотеку

Льготную ипотечную программу со ставкой 8% можно полностью заместить адресными программами.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.