Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

В Москве за год стоимость аренды выросла на треть

15 апреля 2024, 14:13

В Москве за год стоимость аренды однокомнатной квартиры выросла на треть

По мнению экспертов, снижение арендных ставок сейчас маловероятно.

Читать больше
районы Москвы с максимальным числом новостроек

15 апреля 2024, 14:08

Перечислены районы Старой Москвы с максимальным числом новостроек комфорт-класса

Основной объем предложения с долей 45,9% приходится на 10 столичных районов.

Читать больше
В России почти остановился рост цен на новостройки

10 апреля 2024, 18:12

В России почти остановился рост цен на новостройки

Специалисты объясняют это снижением спроса.

Читать больше
Семейная ипотека помогает не семьям, а инвесторам

08 апреля 2024, 17:12

Семейная ипотека помогает не семьям, а инвесторам

Из-за значительного роста цен можно купить только студию или однокомнатную квартиру.

Читать больше
Новостройки рядом с технопарками

08 апреля 2024, 17:08

Новостройки рядом с технопарками становятся привлекательными вариантами покупки

Квадратный метр жилья в этих проектах стоит 490,3 тысяч рублей, что на 8,6% дороже, чем в Москве в целом.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 2 квартал 2024

ЖК Парк Апрель

Застройщик: ГК ФСК

от 78 000 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2026

ЖК Филатов луг

Застройщик: ГК «Инград»

от 198 158 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2025

ЖК Гоголь парк 3

Застройщик: ГК «Основа»

от 202 899 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2019

ЖК «Усадьба Manor (Усадьба Манор)»

Застройщик: MR Group

от 459 597 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2021

ЖК «Афродита»

Застройщик: Инженер-Инвест

от 56 000 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

ЖК «Аквилон BESIDE»

Застройщик: Группа Аквилон

от 275 216 за м2

Все объекты
Новости
В ЖК «Мичуринский парк» построят школу

16 апреля 2024, 16:33

В ЖК «Мичуринский парк» построят школу с робо-классом и IT-полигоном

Здание высотой от двух до четырех этажей возведут на западе столицы.

Читать больше
Донстрой начал передачу ключей в 22 кор. «Символа»

16 апреля 2024, 15:27

Донстрой начал передачу ключей в 22 корпусе «Символа»

Новоселов ждет 414 квартир, 229 из них - с отделкой.

Читать больше
Девелопер Sminex приступил к фасадным работам

15 апреля 2024, 12:41

Девелопер Sminex приступил к фасадным работам в клубном доме «Чистые Пруды»

Завершение фасадных работ запланировано на декабрь этого года.

Читать больше
3-RED получил ЗОС на ЖК «Облака 2.0»

15 апреля 2024, 11:38

Девелопер 3-RED получил заключение о соответствии на вторую очередь ЖК «Облака 2.0»

ЗОС является основным документом, который необходим для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Читать больше
небоскреб THE FIVE

12 апреля 2024, 15:39

Завершено устройство фундамента для строительства небоскреба THE FIVE

Для бетонирования понадобилось 3000 куб. м бетона.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.